Город Ирпень, где, по подсчетам мэрии, разрушения составили 71%, понемногу оживает. Процесс этот непростой и длительный, так как инфраструктура была полностью разрушена еще в начале марта во время интенсивных боев в городе. С какими основными проблемами сталкиваются вернувшиеся домой ирпенчане, как оживает город и что сейчас ему необходимо, выяснили Vesti.ua.
Выживают как могут
Спасибо волонтерам – город после освобождения преобразился. С улиц убрали разбитую технику, кирпичи, стекло, железо с кровли, поваленные деревья и прочий мусор, который остался после городских боев. Съехавшиеся на охрану своих ЖК и домов жители наводили порядок уже во дворах. Правда, кучи мусора с каждым днем только увеличиваются за счет битых стеклопакетов, мебели, перегородок, бытовой техники и прочих предметов, некогда служивших жильцам. Особенно печально выглядят среди этих куч разбитые и обгоревшие детские игрушки, хозяева которых их больше не увидят.
На прошлой неделе во многих районах Ирпеня появились долгожданные свет и вода. И в город потянулись люди, не только освободить холодильники от протухших продуктов и заделать разбитые окна, но и налаживать жизнь в покинутом доме. Это можно легко определить по звукам то ли работающей электропилы или же дрели, то ли льющейся воды, то ли даже тихо звучащей музыки из помещений… И все это на фоне непривычной для города тишины. И волей-неволей идешь на этот звук, означающий – жизнь!
В полуподвальном помещении бывшего магазина кипит работа. Арендаторы распиливают ДСП, чтобы закрыть разбитые окна их фотостудии. Наташа и Славик, так зовут пару, уже вернулись в родной Ирпень и говорят, что им еще повезло – окна в квартире их дома уцелели, двери были закрыты, да и в их студии особо ничего не пропало, только осколками посекло продукцию и технику задело. Но они не унывают.
“Вернулись домой, и, надеюсь, больше бежать не придется. Налаживаем быт. В доме пока холодно, приехали, было плюс семь градусов. Спасибо, дали свет и уже натопили до 15. Уже жить можно, да и дело к лету идет. Хорошо, что хоть мост сделали и теперь сообщение с Киевом наладилось, вот с “Эпицентра” заказали ДСП с доставкой, правда, дорого – 750 грн. Хорошо, что есть машина, мы в Киев за продуктами ездим, здесь с этим сложно”, – рассказывает Наталья.
Действительно, найти продукты в Ирпене оказалось квестом. В районе “Синергии” не работает ни один продуктовый магазин. АТБ вообще вывезли все свое имущество. Даже те, кто пережил оккупацию, говорят, что только в первую неделю после освобождения их всю неделю окучивали волонтеры, приносили продукты мешками, делали фото.
“Ой, мне когда дали хлеб, я не могла им надышаться. Мы три недели жили без хлеба. А он так пахнет… А потом еще и колбасу дали, я ее своим соседям подносила под нос. Мне казалось, что лучше аромата нет. По несколько раз в день к нам приходили волонтеры, приносили продукты и средства гигиены, спрашивали, что надо. Но через неделю все волонтеры куда-то пропали. Спасибо, открыли въезд в город, и уже соседи стали привозить продукты. Даже газовую плиту с баллоном привезли, чтобы мы не на костре готовили еду”, – рассказывает пережившая оккупацию в полуразрушенном доме ирпенчанка Элла.
Конечно, находящихся в Ирпене жителей не оставили на произвол судьбы, по сей день работают гуманитарные штабы: один из них – в университете Налоговой службы, в одном из уцелевших корпусов. На улице под навесом можно выбрать одежду, внутри можно попросить средства гигиены, правда, только из того, что есть в наличии. А главное – в столовой готовят и кормят всех желающих местных и волонтеров. Необязательно обедать на месте, можно брать с собой в судочке или баночке, ограничений нет.
Светлана, одна проживающая в доме без воды и света, в этот пункт приходит не только поесть, но и зарядить мобильный, а также фонарик. Кроме того, набрать воды и хоть немного погреться, так как в неотапливаемой квартире сыро и холодно. Так и ходит с “кравчучкой” в универ и обратно каждый день, как на работу.
“Я близко живу, мне удобно. Готовить для себя одной на огне – это долго и потом, как подогревать, а тут ежедневно можно поесть свеженькое. С собой взять тоже можно. Единственное, чего не хватает, – это бани”, – отмечает Светлана.
Бизнес возвращается
Что приятно, так это то, что в Ирпень возвращается бизнес. Открылась частная стоматология на Садовой, которая прежде всего берется за экстренные случаи и оказывает помощь служивым бесплатно. Заработал шиномонтаж, куда в первые дни после открытия стояли очереди из десятка машин, и два чумазых парнишки лет 19-20 едва успевали латать колеса, а они ой как летят, учитывая то, что на дорогах много ям и еще не везде успели расчистить подъезды.
“Цены у нас довоенные. Работа – то есть, то нет. Еще не все знают, что мы открылись. Но ничего. Мы не жалуемся”, – отмечают гордо мастеровые.
На неделе открылось частное СТО на Мечникова. Вернулся хозяин. Правда, как говорит владелец, много инструментов и деталей исчезло из его гаража в его отсутствие. Поработали мародеры, которых он надеется найти и наказать.
“Уверен, это местные лазили. Найду, мало не покажется”, – признался Михаил.
В районе Машторфа открылся маленький частный продуктовый магазин. Хотя ассортимент еще не очень разнообразен, но некоторые крупы, бакалею и кое-что из мясного и молочного уже можно купить. Владелец обещает ассортимент увеличить.
А вот о чем сокрушаются машторфовские мужики – это о разбомбленной наливайке у дороги: уже нет магазина, где торговали пивом, вином и водкой.
“Там столько товара было и все-все сгорело! Прямое попадание”, – отмечает местный житель Сергей, с грустью глядя на железные останки магазина.
Зато в городе уже начали проводить выездные ярмарки. Хотя дойти в центр немногие из жителей могут. Да и цены там, как они говорят, кусаются.
“У меня деньги закончились. Все потратили еще перед оккупацией на продукты, а пенсию получить негде, банки закрыты, по карточке негде рассчитаться. Сказали – идти в собес, но там огромные очереди. Два дня ходили, стояли и так ничего еще не получили”, – сетует пенсионер Анатолий, который вынужден ходить за бесплатными обедами.
Собственно, мэр города Александр Маркушин рассказывал, что в ближайшее время в городе должны заработать супермаркеты.
А еще открылась парикмахерская, и некоторые женщины уже интересуются маникюром. Но пока основной запрос – по строительным магазинам: пленка, штапики, фанера и ДСП, саморезы и прочее. Сейчас это самые ходовые товары в городе, который пытается залатать дыры.
На государство надейся, а сам не плошай
Но у большинства ирпенчан, помимо бытовых проблем, есть еще одна: как быть с разбитыми окнами и выломанными дверьми. Это сейчас одна из наболевших проблем для тех, кто собирается возвращаться в город.
“У нас в доме почти все двери квартир выломали орки, они здесь у многих жили. Правда, почти ничего не взяли. По крайней мере, у меня ничего не пропало. Хотя Серега рассказывал, что лишился одежды и обуви. Но теперь ЖК мы охраняем, чтобы чужие не вошли. Кто-то на двери повесил цепь с навесным замком вместо дверного. Кто-то забил двери досками. Но это же не выход. Нужно менять двери. Но мы пока сидим и ждем комиссию, которая должна оценить степень ущерба и повреждений дома”, – рассказывают жители ЖК “Титан”, прозванного в народе “Титаник”.
Как отметил еще один из жильцов комплекса, его дверь до войны стоила 15 тыс. грн без установки, но сколько запросят сейчас – неизвестно.
“Ведь что интересно: дверь-то сломали, но ничего не взяли – норковые шубы жены, мои дубленки и дорогие вещи – все на месте. Бытовая техника не тронута. Только сожрали банку красной икры. Вот ради этого надо было ломать дверь?!” – сокрушается Валентин Борисович.
А вот со стеклами все еще непонятнее. Как заявил глава Киевской областной военной администрации Александр Павлюк, области выделили первую субвенцию в размере 400 млн грн на восстановление жилищного фонда. Но при этом, как заявляет мэр Ирпеня, только в городе уничтожено или же повреждено 71% зданий. Уже десятки многоквартирных домов по заключению специальных комиссий не подлежат восстановлению, и это еще только начало работы комиссии. Но даже если сосредоточиться только на кровле, дверях и окнах, которые нужно заменить, то и этих денег не хватит. Более того, как рассказал председатель одного из ОСМД, мэрия так и не может определиться, как распределять эти деньги.
“То нас заставляли пересчитать все разбитые окна в доме. Потом заставили составить список, какие из разбитых окон со шпингалетами, какие открываются на проветривание, какие глухие. Какие списки составлять завтра заставят – неизвестно. По кровле та же ерунда. Уже сил и нервов не хватает, учитывая то, что дом не один, их много, и каждый раз что-то меняется”, – рассказывает Владимир.
Хотя есть и такие жители Ирпеня, которые не ждут милости от государства и уже сами вставляют окна, чтобы вернуться к полноценной жизни. Притом что такой, какой она была до вторжения, уже вряд ли будет в ближайшее время.