Головна > Всі новини > Активісти району > Дарницкий вагоноремонтный завод в Киеве: непростое развитие и текущее состояние

Дарницкий вагоноремонтный завод в Киеве: непростое развитие и текущее состояние

ДВРЗ — один из крупнейших заводов в истории Киева. Особенно среди функционирующих до сих пор. Это производство во многом уникально. Чем именно, когда его открыли, что на заводе производилось, где он находится и в каком состоянии завод на текущий момент, решили подробнее рассказать журналисты 44.ua.

История появления и развития Дарницкого ВРЗ

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Sergey UA

Дарницкий вагоноремонтный начал строиться в 1934 году. 23 февраля утвердили план его строительства. Примечательно, что работать киевский завод начал еще на этапе строительства, в августе уже приняв в ремонт и в сентябре отправив в эксплуатацию первые вагоны. На фоне производства шли работы по возведению, и в 1937 году завод был официально открыт. Мощность ДВРЗ позволяла ремонтировать 6,000 грузовых вагонов в год.

Поскольку на Дарнице появилось такое мощное и масштабное предприятие, возникла и необходимость в наличии жилых домов рядом. Тогда в районе завода ничего не было, и в первой половине 1930-х начали строить бараки, а затем и полноценные дома. К слову, в этом районе еще в 1935 году появилась велодорожка. О том, как строился жилой массив ДВРЗ мы ранее подробно рассказывали.

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Константин Бунилин

Что касается завода, то в 1941 году, из-за войны, его эвакуировали в город Канаш в Чувашии. Но после освобождения Киева, уже в 1943-44 годах, началось активное восстановление разрушенного завода, а вместе с ним и упомянутого жилмассива. Еще до окончания войны, завод вновь выпускал вагоны. А к 1945 году, заработали электростанции, компрессорная, котельная и остальные цеха. Довоенный уровень был восстановлен в 1948 году. Восстановлено было 55,600 квадратных метров производственных площадей.

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Константин Бунилин

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Константин Бунилин

В 1950-е, помимо производства, восстанавливается и окружающая архитектура, которая обретает довоенную сталинскую стилистику, что довольно необычно на фоне более поздней застройки. К концу 1950-х, на ДВРЗ начинают применяться новейшие методы с конвейерной технологией. Причем впервые в истории железнодорожного транспорта.

В 1970-е годы начинается реконструкция завода, благодаря которой мощность увеличивается более чем в два раза. Производство начинает работать в две смены, а результативность достигает выпуска 16,750 вагонов в год. В 1989 году, этот показатель был равен 15,285 вагонам. При этом работало на заводе 3500 человек.

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Википедия

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Википедия

В 1990-е, как и для всех производств, начались трудные времена. Потребности в таком масштабном ремонте уже не было, и мощность работы сократилась. Завод перешел на одну смену и выпускал 8200 вагонов в год. При этом количество работников существенно сократилось, а тем, что остались, более чем по полгода не выплачивались зарплаты.

Однако, если большую часть заводов из-за такого кризиса закрывали, ДВРЗ решил пойти иным путем, увеличив объемы производства и расширив продукцию. В середине 1990-х начали осваивать капитальный ремонт дозаторов, полувагонов и кузовов, а к 2000 году и думпкаров. Для этого даже создали подходящие условия. Завод действительно удержался на плаву, и к середине 2000-х даже начал завоевывать премии. А в 2005 началось производство полувагонов, а не только их ремонт.

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: yaestkto

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: yaestkto

Через год были приняты стандарты качества продукции, а через два было построено уже 1,113 полувагонов. При этом от ремонта не отказались.

Дарницкий вагоноремонтный завод сегодня

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Константин Бунилин

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: Константин Бунилин

В 2015 году производство было реорганизовано и стало филиалом “Дарницкий вагоноремонтный завод” акционерного общества “Украинская железная дорога” (Укрзализница). С тех пор было произведено еще две документальные трансформации, но самое главное — что завод активно функционирует и является мощным предприятием.

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: yaestkto

Дарницкий вагоноремонтный завод, Фото: yaestkto

Производятся полувагоны и отдельные детали для железнодорожного транспорта. Завод функционирует с 08:00 до 17:00 по будням. Официальный сайт — dvrz.com.ua. Телефон: +380442078500.

Заводской дом культуры, Фото: Википедия

Заводской дом культуры, Фото: Википедия

К слову, жилой массив ДВРЗ — настоящий памятник архитектуры первой половины XX века, со всеми характерными особенностями. Так что завод интересен не только с точки зрения производства, но и касательно его внешнего вида.